Гордийчук Татьяна Александровна Психолог, Клинический психолог

Детская игра по методу П. Хаккарайнена и М. Бредиките

Мой блог / Просмотр публикации


Развитие ребенка – это скорее результат совместного конструирования, нежели усвоения знаний и навыков.

Поэтому задачей взрослых является научить детей самостоятельности и независимости.
Развитие ребенка происходит в рамках определенной культуры. Той культуры, в которой ребенок растет. И в то же время, ребенок развивается в соответствии с физическими возможностями организма в данном возрасте и универсальными человеческими методами.

Наративность – переход от эмоционального общения в диаде « ребенок – взрослый» к творческому взаимодействию со сверстниками и формирование навыков под руководством взрослого в раннем детстве.

Нарративное научение – это обучаю-
щий метод, который был разработан и
апробирован в Исследовательском цен-
тре развивающего обучения Университета
г. Оулу (Финляндия).

Источниками вдохновения, для авторов данной программы, стали работы Льва Семеновича Выготского: « Психология искусства», « Воображение и творчество в детском возрасте», Проект « Концепция дошкольного воспитания « подготовленная Василием Васильевичем Давыдовым и его командой в 1988году.

Теоретическая основа сформирована на идеях Рибо, Дьюи, Брунера, Дональдсон, Игана, Линдквист, Шпета, Выготского,Эльконина, Давыдова, Зинченко,Кудрявцевой, Цукерман, Коула, Элькониновой,Смирновой и команды, Хаккарайнен.

Нарративное научение опирается на
развитые формы игры, а также на творческую драматизацию.
1. Взрослый( педагог) создает наративное пространство. A именно, предлагает детям увлекательную историю.
2. Рассказывая историю, взрослый вовлекает детей к исследованию обстоятельств этой истории.
3. Взрослый вовлекает детей к формированию обстоятельст, развитию истории.

Учебные задачи вплетаются в сюжет истории.
В раннем возрасте обучаясь, ребенок понимает и создает образ себя, развивает основы инициативы, любознательности. Благодаря благополучному развитию этих навыков y ребенка формируется готовность к обучению в школе, готовность к усвоению школьных знаний, способность выполнять требования школы.

Нарративное научение связано с реорганизацией психических процессов и исполнительных (мозговых) функций.

Игра дает ребенку новую форму желания, т. е. учит его желать, соотнося желание к фиктивному «я» (т. е. к роли в игре и ее правилу).

В наративной игре ребенок научается :
1. Самоконтроль – развитие навыка отказаться от сиюминутных личных желаний ради более значимой, общей цели;
2. Рабочая память – способствует развитию креативности, способность удерживать и осмыслять текущие события;
3. Гибкость в решении когнитивных задач – развивается способность видеть явления с разных точек зрения;
4. Воображение – развитие навыка формировать внутренний план действия, прогнозировать будущее.

Разворачивание игрового мира совместно с детьми:

Подготовка детей к игровому миру:
Создание игровой атмосферы- игровых ритуалов;
Спонтанная, свободно импровизируемая игра без «плана»;
Включение первого, запланированного взрослым игрового события в игровой мир;
Создание момента незаконченности игрового события – вовлечение детей в воображение дальнейших событий.

Жулнал наративной игры:
План игрового мира – игровые шаги, роли, игровые позиции Наблюдение за развитием игры, развитием сюжета, поворотным моментом в сюжете, что предложили дети.

Участие в игре
Дети:
1.Какие индивидуальные и общие цели развития;
2. Какие роли отводятся конкретным детям.

Взрослые:
1. Опыт в ролевой игре;
2. Наблюдение за конкретными детьми и помощь в достижении целей их развития

Опыт:
Вовлеченность участников;
Эмоции;
Чувства;
Переживания.
Какие моменты понравились наиболее ярко/ что не понравилось

Распределение обязанностей между взрослыми и детьми Как поддерживалось развитие игры детьми?
Какая польза была от поставленных целей?
Помогла ли роль воспитателя в достижении целей детей? Каких целей? Какими способами? Какие цели стали актуальными для будущих игр?

Распределение обязанностей между членами взрослой команды – кто, что наблюдает и комментирует. Конкретные наблюдения специалиста.

В наративной игре, игровая деятельность, расширяет зону ближайшего развития y всех игроков.
Каждый шаг в игре происходит на глазах всех участников игры, вовлекая в креативные шаги всех ее участников. Каждая роль это и участник и инструмент игры.
Таким образом, усвоение навыка происходит y всех причастных, даже y самых молодых и неопытных!