Гордийчук Татьяна Александровна Психолог, Клинический психолог

Социализация младенцев

Мой блог / Просмотр публикации


Социализация младенцев. Формирование доверия к миру.

Развитие доверия к миру у младенца является основополагающим фактором для благополучной социализации человека во всех сферах деятельности.

Адекватность мира определяется очень ограниченным общением с матерью, состоящим из кормления, ухода и набора реакций, которые – можно назвать «эмоциональным разговором».

Этот обмен осуществляется посредством невербального физического взаимодействия, происходящего тогда, когда у матери и ребенка одновременно наступает, а затем угасает реакция возбуждения.

Л.С. Выготский: « Если ребенок физически отделяется от матери в момент родов, то биологически он не отделяется от нее до самого конца младенческого возраста, пока не научится самостоятельно ходить, а его психологическая эмансипация от матери, выделение себя из первоначальной общности с ней наступает вообще только за пределами младенческого возраста, в раннем детстве.

Первое, что возникает в сознании младенца, может быть названо ближе и точнее всего «пра-мы». Это первоначальное сознание психической общности, которое предшествует возникновению сознания собственной личности .

Жизнь ребенка зависит от того, есть ли у него мать.

Исследование Рене Шпитца показало, что дети, воспитанные в приютах, плохо справлялись с учебой из-за отсутствия любящей фигуры, которая постоянно выполняла бы материнские функции, в то время как дети, выросшие в не менее бедных условиях, но не лишенные матери, практически не отставали от тех, кто рос в обеспеченных семьях.

*В работе Шпитца было показано, что и в приюте, и в тюрьме питание и уход за детьми были обеспечены на достаточном уровне, в приюте даже лучше.

*Нарушен был эмоциональный разговор – не только потому, что он происходил слишком редко, но в основном потому, что в нем отсутствовала единственная материнская фигура (или хотя бы ограниченная группа постоянных лиц), заинтересованная именно в этом ребенке.

*Несмотря на то, что воспитанники приюта были одеты и накормлены, они были лишены «достаточно хорошей матери», в то время как в тюрьме матери- заключенные старались сделать все, чтобы как-то компенсировать детям неблагоприятное окружение. Эти матери были достаточно хорошими.

Нарушении взаимодействия в диаде мать – дитя.

Неудовлетворительные отношения делятся на две категории:

1)неправильные отношения между матерью и ребенком;

2) недостаточные отношения между матерью и ребенком.

В первом случае нарушения обусловлены качественными факторами. В этой категории выделяются:

а) первичное открытое отвержение, приводящее к отказу от ребёнка либо к его гибели;

б) первичное тревожное попустительство, в экстремальных случаях приводящее к коме;

в) враждебность под маской тревоги, приводящая к колике трехмесячных;

г) колебание между баловством и враждебностью, вызывающее патологическое раскачивание, заменяющее собой всю другую активность;

д) циклические смены настроения матери, вызывающее копрофагию(поедание собственных или чужих экскрементов);

е) сознательно компенсированная враждебность.

Вторая категория нарушенных отношений обусловлена количественными факторами. Роль матери в этом процессе уникальна: «В начале жизни мать, человеческий партнёр ребёнка, оказывается посредником в любом восприятии, в любом действии, инсайте, познании» .

Депривация - нехватка социальных и сенсорных стимулов, способная привести торможение нормального интеллектуального и эмоционального развития ребенка.

*В крайних случаев депривации принадлежит также явление «госпитализма» – ухудшение состояния здоровья под влиянием пребывания в лечебных учреждениях. Такая депривация возникает, если ребенок в младенчестве (как правило, период между 6–11-ти и до 24 месяца) теряет уже налажены близкие связи с матерью или лицом, его заменяющим.

1.Первая стадия проявления характеризуется ярко выраженным протестом: криком, агрессивными попытками вырваться из неблагоприятной ситуации. Дети меньшего возраста свое недовольство активно проявляют несколько позже, после 4–6 недель разлуки с близкими они начинают громко и долго плакать.

2.Вторая стадия наступает через несколько часов или дней: ребенок успокаивается, он как бы теряет надежду на результативность своих усилий. В этот период может возникнуть активность (сосание пальца, раскачивание тела), что является проявлением попыток самого ребенка расширить поле сенсорной стимуляции без помощи взрослого.

*Постепенно детский плач становится монотонным, а то и вовсе прекращается, взгляд приобретает меланхолического выражения, дети как бы «замерзают». Они часами могут лежать с широко открытыми глазами, сфокусированными в одном направлении.

*Общение с такими детьми осложняется или становится вовсе невозможным. Развитие постоянно замедляется, ребенок теряет вес, сон становится неустойчив, снижается сопротивляемость организма к заболеваниям.

У таких детей начинают отказывать основные жизненные системы – пищеварения, дыхания, функционирования кожных покровов и основных органов, что делает их уязвимыми к инфекциям. Если такому ребенку не оказать срочной помощи, то возвратность процесса становится невозможной, в крайних проявлениях заканчивается смертью.

3.Если ребенку удалось выжить, то на третьей стадии начинается процесс воспроизводства отношений с окружающими. Но ребенок уже «психологически отказалась» от материнской любви и заботы. И в этот момент может отреагировать на возвращение матери безразличным отношением, даже презрением.

Сила разрушительных деривационных условий развития ребенка зависит от его возраста: тем интенсивнее, чем меньше ребенок и большая ее беспомощность и зависимость.

*Последствия психической депривации, как правило, проявляются в неприспособленности ребенка к социально-сложившимся нормам жизни, а также в неадекватности их поведения.

• задержка развития речи – особенно «страдает» синтаксис и содержательные характеристики, социальное использование языка, сообщение переживаний и пожеланий относительно будущего;

• задержка развития социальных и гигиенических навыков и привычек, при создании которых нужны тесные отношения со взрослым;

• задержка развития мелкой моторики при низкой производительности интеллектуального развития (низкий уровень рисуночных тестов), наблюдаются преимущества практического компонента над содержательно-понятийным;

• недифференцированное, примитивное отношение к людям;

• инфантильное поведение;

• эмоциональная тупость, которая проявляется в отсутствии жалости и застенчивости.

• повышенная тревожность;

• обостренное чувство неудовлетворенности собой;

• снижение жизненной активности;

• частая смена настроения;

• немотивированная агрессия

• пассивное отношение к жизни;

• несформированность социально значимых ценностей и ориентиров;

• рост конформизма – склонности избегать принятия самостоятельных решений;

• приспособленческую ориентацию предложенным стандартам оценок и поведения.

*Дети без родителей делят мир на «свой» и «чужой». Ограничиваясь «чужих», они часто пытаются использовать их в своих целях, т.е. доминируют узко-прагматичные, потребительские мотивы общения.

Ослабленность внутренней позиции, эмоциональная бедность, узость видения перспектив, проблемность поло-ролевого самоопределения, доминирования импульсивности и зависимости в поведении, ситуативность мышления.

*задержки или отклонения психического развития,

олигофрении,

*минимальные мозговые дисфункции

 

Теги: детская психология