Гордийчук Татьяна Александровна Психолог, Клинический психолог

« … я свои обязанности выполняю! Что ещё от меня надо…»

Мой блог / Просмотр публикации

Поговорим об отчужденности?

«…Не получается близость.

Вроде, все хорошо и человек он/она хороший, но что то…»

«… Я не хочу отношений. Они мне не нужны. Мне хорошо одному...»

« …Напрягают отношения...»

« …С сексом проблемы. Ничего не чувствую…»

«… Не могу смотреть в глаза. Не могу, когда мне смотрят в глаза. Это очень напрягает…»

« …Люблю секс в темноте и без всяких прелюдий…»

« … Трудно расслабится в сексе.Трудно получать удовольствие. Не испытываю оргазм…»

« …Не люблю обнимашки и поцелуи, это нормально? Не люблю долгие разговоры « по душам»…»

« … терпеть не могу, когда меня трогают. Близко подходят, хотят « вдруг» дружить, меня это настораживает и отталкивает..»

« … Я не умею флиртовать. И не понимаю, когда флиртуют со мной…»

« …Мы любим друг друга духовно. Нам секс не нужен…»

« … Дружба- это сложно. Не могу со всеми дружить, так чтобы « прям, дружить…»

« … ну, мы с родителями нормально общаемся- пищим друг другу, иногда « как дела». А что ещё надо? Я люблю своих родителей…»

« …Мне сложно общаться с родителями. Много причин…»

« … Мои родители меня не любили. И не любят…»

« … Я будто невидимка…»

« … муж меня не замечает, я чувствую себя мебелью в нашем доме, посудомойкой, стиралкой, поваром, уборщицей. Я кто угодно, только не женщина. А я, хочу чувствовать себя женщиной…»

« … в семье, я снабженец и домохозяин. Жена меня не хочет. Она, вообще не особо ласковая. В постели, как бревно. А что я, будто мне одному это надо. Ну не надо тебе и не надо. Обидно конечно. А что я могу сделать…»

« … мужчина/ женщина, как кот. Радуйтесь, что вообще домой пришёл..»

« … я свои обязанности выполняю! Что ещё от меня надо…»

Реакция отчуждения вызванная ранней депривацией, часто отражается в нашей взрослой жизни. Сексуальной, профессиональной, во взаимоотношениях со знакомыми и друзьями, нашими детьми.

Эта реакция зарождается, когда младенец длительное время остаётся без матери( здесь и далее, выполняющий функции матери человек).

Так у младенца формируется психологическая защитная реакция на травмирующую ситуацию. Так младенец переживает потерю матери.

Если расставания происходят часто и подолгу, желания считать мать близким человеком пропадает. Формируется установка на недоверие к миру, ожидание, что близкий оставит,обесценивания себя.

Нарушается способность формировать привязанность( любить).

Отчуждённое поведение, также, может сформироваться, в случае расхождения темпераментов матери и ребёнка.

Это сказывается на дальнейшем формировании сексуальности.

Заглядывая в глаза матери, улыбаясь ей, изменяя позу- младенец инициирует контакт.

Если мать отвечает ему- смотрит на него, поглаживает, улыбается и при этом, говорит с младенцем «воркующим» голосом- между ними возникает череда взаимодействий. Такое взаимодействие, имеет полноценный сценарий: начало, продолжение, конец. Конец наступает, когда младенец отводит взгляд.

Если мать не реагирует, младенец сначала усиливает попытки, чтобы мама его заметила. Но, со временем теряет надежды и интерес. При этом, можно заметить, как поза младенца меняется на « страдальческую», он выглядит вялым и апатичным.

Тоже чувствует младенец, мать которого, на него смотрит, но не излучает эмоционального, позитивного отклика- ненужность, вину..

Спустя некоторое время,младенец снова инициирует контакт. Но, чем труднее этот контакт устанавливается, тем более ребёнок становится апатичным, вялым и прекращает попытки.

Тоже происходит, когда инициации младенца и матери не совпадают.

Признаки отчужденности( аутичности) можно заметить уже в 4-6 месячном возрасте малыша.

Когда младенец растёт, и мать реагирует на его потребности и настроение без искажения их - являясь « зеркалом», у ребёнка формируется самость.

Зеркало показывает настоящее.Так, когда ребёнок счастлив- он видит улыбку матери. Когда ребёнок сердится- мать одновременно терпит и отражает его состояние.

По мере развития ребёнка, функция матери растёт. Она «контейнирует» эмоциональные состояния малыша. Благодаря этому, ребёнок может удерживать эти эмоциональные состояния, как свои чувства и научаться переживать их здоровым способом.

Мать сдерживает тревогу ребёнка и направляет его в сторону получения более организованного опыта, имея при этом, представление о его потенциальном развитии, которого ребёнок сам не осознаёт.

Визуальный контакт матери и ребёнка- это предпосылка ощущения, осознания себя. Ощущения своей уникальности, осознания своего тела, понимания, что каждый является инструментом сенсорного удовлетворения для другого.

Именно это, можно назвать партнерством, в основе которого, лежит чувственная вовлечённость. Это отношения являются основой, базой на которой во взрослой жизни, формируются сексуальные взаимоотношения.

Ощущение благополучия взрослого от взаимоотношений с партнером, возникает, когда каждый партнёр способен отзеркаливать чувства другого.

Чтобы взрослый умел отзеркаливать, необходимо получить этот опыт в младенчестве.

Когда нет взаимного отзеркаливания- возникают сексуальные и межличностные проблемы